Продукция «Халяль» — это вам не халява

Продукция «Халяль» — это вам не халяваО преимуществах данного вида питания «Новому вторнику» рассказал руководитель одного из отделов Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России Ринат ЗАРИПОВ

— Ринат Джамилевич, курс на здоровый образ жизни, взятый руководством страны, импонирует большинству россиян. Об этом, в частности, свидетельствуют и письма в редакцию. Авторы многих из них, кстати, обращают внимание на правильное, здоровое питание, а некоторые интересуются продукцией «Халяль». Мол, что это такое и чем эта «мусульманская» пища отличается от обычной? Может, откроете секрет?

— Когда мы говорим о товарах и услугах, относящихся к понятию «Халяль», мы не просто исключаем из их числа алкогольную, табачную продукцию, свинину и прочие продукты, которые не разрешены канонами ислама. «Халяль» – это, прежде всего, безопасность, чистота, полезность для здоровья человека, это продукция, не просроченная и не содержащая вредных консервантов и добавок. Многие из требований к мясомолочной и другой продукции, предъявляемых санитарно-надзорными органами, являются также и требованиями стандарта «Халяль».

— И где же можно купить продукты, соответствующие этому стандарту?

– Во-первых, эти магазины существуют при каждой мечети, во-вторых, многие продовольственные магазины стали открывать у себя специальные отделы, торгующие продукцией «Халяль». Ну, и конечно же, такие отделы есть в крупных сетевых магазинах – таких, как «Ашан» и «METRO». При этом подчеркну, что значительная доля потребителей покупает эту продукцию не потому, что, предположим, исповедует ислам, а исключительно по причине ее высокого качества. Из этого следует, что индустрия «Халяль» вышла за конфессиональные рамки и уверенно заняла свою нишу на общемировом рынке услуг. Достаточно сказать, что доля продуктов питания «Халяль» в мире составляет 20 процентов, а в отдельно взятой Индонезии, к примеру, — более 80 процентов.

— С чего началось развитие индустрии «Халяль» в России?

– С обращения, которое в 2002 году Совет муфтиев РФ направил в Администрацию президента Российской Федерации с просьбой оказать поддержку в решении вопросов производства продуктов «Халяль». В результате — было проведено совещание с участием представителей Администрации президента, Совета муфтиев России, ряда министерств и НИИ. По его итогам было дано поручение Совету муфтиев России разработать документ, определяющий основные требования к производству «Халяль», после чего Совет муфтиев России разработал и ввел в действие «Требования к производству, изготовлению, обработке, хранению и реализации продукции «Халяль» — ХАЛЯЛЬ-ППТ-СМР». Данный стандарт был взят за основу сертифицирующими органами при духовных управлениях мусульман республик Татарстан и Башкортостан, а также Техническим комитетом № 57 по стандартизации «Халяль» при министерстве индустрии и новых технологий Республики Казахстан.

Особенностью стандарта является то, что он учитывает все новейшие мировые тенденции в области стандартизации и сертификации «Халяль». Одним из определяющих факторов при выборе потребителями продукции «Халяль» является логотип Совета муфтиев России, как наиболее авторитетного среди мусульман централизованного религиозного органа Российской Федерации.

— Что ж, можно только порадоваться столь активному продвижению на рынке продуктов стандарта «Халяль»…

— Увы, без проблем не обходится. С учетом повышения интереса к индустрии «Халяль»  Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» обеспокоен появлением новых органов по сертификации, которые, не имея никакого имиджа на рынке «Халяль», пытаются «примазаться» к авторитетным международным институтам — к таким, как Организация Исламского Сотрудничества (OIC). Эти так называемые сертифицирующие организации заявляют, что имеют эксклюзивные права на выдачу «супермеждународного» сертификата, который гарантирует выход на зарубежные рынки без аудита со стороны страны-импортера. Данное заявление воспринимается не иначе, как введение в заблуждение участников рынка «Халяль».

Это особенно актуально для компаний, планирующих экспортировать продукцию «Халяль» на зарубежные рынки, с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В связи с этим мы хотели бы рекомендовать руководителям предприятий, производящих или планирующих производить продукцию «Халяль», работать только с проверенными и официально уполномоченными органами по сертификации «Халяль», и запрашивать у этих органов официальные документы, подтверждающие статус и принадлежность сертифицирующего органа к централизованной религиозной организации, к такой, как, например, Совет муфтиев России.

 

Владимир МИШИН

Кстати

* Общемировой оборот индустрии «Халяль» в настоящее время составляет 2,1 трлн. долларов, в том числе рынок продуктов питания составляет оборот около 700 млрд. долларов. При этом данный сегмент рынка стабильно показывает ежегодный поступательный рост.

* Благодаря тому, что в Казани появилось представительство Центра по исследованиям и информации Исламской палаты, созданного при Организации исламского сотрудничества, Россия и, в частности, Татарстан, смогут экспортировать халяльную продукцию.

* Регулировать оборот продукции с маркировкой «Халяль» позволяет ряд федеральных законов, в том числе «О свободе совести и вероисповедования», «О защите прав потребителей», «Кодекс об административных нарушениях», «Гражданский кодекс».

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend